В сфере аниме большинство сериалов создают иллюзию того, что их персонажи существуют независимо, не обращая внимания на наблюдающих за ними зрителей. Однако некоторые избранные сериалы смело нарушают это повествование, намеренно ломая четвертую стену. Эти шоу признают свои собственные вымышленная природа, часто обращаясь напрямую к аудитории или комментируя условности самого аниме.
Хорошо выполненные разрывы четвертой стены способствуют уникальной близости между персонажами и зрителями, превращая пассивный опыт просмотра в возможность для активного взаимодействия. Такие моменты могут предложить метакомментарии, неожиданный юмор или даже побудить к размышлениям об искусстве повествования.
Используя эту технику, некоторые аниме высмеивают жанровые тропы или создают впечатления от просмотра, которые были бы недостижимы без отсылки к самой среде. Ниже мы рассмотрим несколько выдающихся серий, которые мастерски используют разрывы четвертой стены.
7 Гинтама
Лучшая метакомедия
Джинтама рассказывает о приключениях Гинтоки Сакаты и его спутников, которые путешествуют по своеобразному периоду Эдо, где доминируют инопланетные захватчики. Это не просто странная обстановка, сериал постоянно признает свое происхождение как манга, ставшая аниме. Персонажи комментируют свою популярность, критикуют качество анимации и напрямую обращаются к зрителям относительно поворотов сюжета и даже эфирного времени шоу.
Этот демонтаж четвертой стены — не просто трюк; это существенный компонент идентичности Gintama. В эпизодах часто появляются персонажи, обсуждающие бюджетные ограничения, извиняющиеся за повторно использованную анимацию и выражающие обеспокоенность по поводу возможной отмены. При адаптации глав манги персонажи обычно комментируют изменения, а во время серьезных сюжетных арок они часто останавливаются, чтобы заверить зрителей, что юмор в конечном итоге вернется.
Уникальный подход Gintama органично интегрирует эти разрывы в свое построение мира. Признание их существования в контексте аниме становится просто еще одним слоем абсурда, дополняющим частые пародии шоу на другие аниме.
6 Меланхолия Харухи Судзумии
Недостоверный рассказ
In Меланхолия Харухи Судзумии, Кён, обычный ученик старшей школы, переплетается с Харухи, девушкой, неосознанно способной искажать реальность. Изначально сериал поддерживает традиционную четвертую стену, но вскоре выясняется, что персонажи, особенно Кён как рассказчик, обладают способностью влиять на само повествование.
Сериал достигает пика разрушения четвертой стены во время печально известной арки «Бесконечная восьмерка», где зрителям показывают восемь эпизодов, демонстрирующих схожую временную петлю с минимальными вариациями. Такой выбор повествования разочаровывает ожидания аудитории, позволяя зрителям испытать ту же временную ловушку, что и персонажи. Последующий фильм еще больше усложняет эту динамику, показывая, что повествование Кёна выполняет критические функции в сюжете.
Гениальность Харухи Судзумии заключается в том, как она сознание четвертой стены становится неотъемлемой частью сюжетной линии, выходя за рамки простого юмора и предполагая, что сама стена может быть частью творения персонажей.
5 Поп Команда Эпик
Анархическая медиа-деконструкция
Поп-группа Epic погружает зрителей в хаотичные выходки двух школьниц, Попуко и Пипими. Однако традиционное описание не может передать его анархический дух. Шоу систематически разрушает аниме-конвенции, используя непоследовательные стили анимации, повторяющиеся эпизоды с гендерно-смененной озвучкой и сценки, которые намеренно лишены цели.
Нарушения четвертой стены процветают, персонажи напрямую обращаются к зрителям, критикуют собственное шоу, подчеркивают проблемы производства и иногда «выходят за рамки» своих анимированных границ. В повторяющемся сегменте актрисы озвучивания отклоняются от сценария, чтобы высмеять материал, в то время как другой демонстрирует странные, «отвергнутые» концепции анимации, которые были сочтены слишком странными даже для этого нетрадиционного сериала.
Уникальность Поп-группа Epic заключается в его приверженности деконструкции медиа как его главному фокусу. В отличие от других сериалов, которые включают в себя прорывы четвертой стены, сохраняя при этом основное повествование, это шоу делает сами прорывы центральным моментом — комментарием к производству аниме, ожиданиям аудитории и потреблению медиа, все это оформлено как уморительно анархическая комедия.
Хост-клуб средней школы 4 Оран
Жанрово-ориентированный роман
In Хост-клуб Оранской средней школы, стипендиат Харухи Фудзиока случайно разбивает дорогую вазу, влезая в долги перед эксклюзивным школьным хост-клубом, группой очаровательных парней, которым поручено развлекать клиенток. Несмотря на, казалось бы, стандартную предпосылку, шоу умело подрывает и признает тропы сёдзё-манги.
Персонажи распознают, когда они вызывают клише романтической комедии, и открыто взаимодействуют с ними. Визуальные элементы — например, характерные для персонажей фоновая музыка, эффектное освещение и лепестки роз— рассматриваются как ощутимые компоненты, которые замечают и подвергают сомнению персонажи. Тамаки, президент клуба, часто впадает в театральные фантазии «театра внутреннего разума», но его прерывают и критикуют его сверстники.
Это разрушение четвертой стены играет важную роль в развитии персонажа. Практический подход Харухи показывает ее неспособность признавать романтические тропы, в то время как осознание Тамаки своей «княжеской» персоны подчеркивает его театральный образ себя. Признавая жанровые условности, сериал развивает персонажей, которые кажутся подлинными, даже в преувеличенной обстановке.
3 Сага Excel
Аниме как лабораторный эксперимент
Входит Эксель, энергичный агент организации ACROSS, стремящейся к мировому господству, начиная с одного города. Сериал блистает своим форматом, пародируя различные жанры аниме в каждом эпизоде, в то время как «режиссер» обращается к аудитории, чтобы объяснить сделанные творческие выборы.
Разрушение четвертой стены институционализируется через Директора Набешина, анимированную версию настоящего режиссера, который представляет эпизоды и дает «разрешение» пародировать различные жанры. Персонажи часто озвучивают свое осознание того, что они являются творениями аниме, сетуют ограничения анимациии даже напрямую обратиться к производственной группе.
В одном случае персонаж умирает только для того, чтобы поспорить с Великой Волей Макрокосма, которая воскрешает ее по сюжету. Шоу рассматривает среду аниме как игровую площадку для экспериментов, а не просто как ворота в вымышленное повествование, устанавливая уникальную синергию между создателями, персонажами и ожиданиями аудитории.
2.Шимонета
Цензура как характер
Действие происходит в антиутопической Японии, где все формы непристойные выражения запрещены, Shimoneta в главных ролях группа «грязных шуток-террористов», борющихся против всеобъемлющей цензуры.
Разрывы четвертой стены коренятся в основном в самоцензуре. Персонажи признают световые лучи, звуковые эффекты и пикселизированные размытия которые скрывают их действия и диалоги от пристального внимания.
Они отрабатывают свои движения, чтобы избежать цензуры, а также намеренно провоцируют ее для создания комического эффекта. Вступительная последовательность показывает персонажей, вступающих в битву с цензурными блоками, как будто они являются осязаемыми противниками.
Инновационный поворот заключается в том, как Shimoneta преобразует стандарты вещания в повествовательные элементы, создавая самореферентный опыт, в котором ограничения средства массовой информации усиливают, а не отвлекают от основного сообщения.
1 FLCL (Фули Кули)
Средство как сообщение
FLCL рассказывает сюрреалистическую историю взросления Наоты, мальчика, чье обыденное существование переворачивается, когда таинственная женщина по имени Харуко сталкивается с ним на своем Vespa и затем бьет его бас-гитарой, в результате чего из его лба появляются роботы. Но за его странной предпосылкой скрывается последовательное напоминание о том, что зрители вовлекаются в созданный вручную анимационный опыт.
Разрывы четвертой стены проявляются в преднамеренных изменениях в стиле анимации, панелях из манги, вкрапленных в анимационные последовательности, и персонажах, которые открыто признают свою фоновую музыку. Примечательно, что в превью предстоящих эпизодов персонажи обсуждают производственные препятствия и творческие решения. Сериал иногда останавливает кадры, чтобы провести связь между определенными деталями анимации или намеренно использует ограниченную анимацию, чтобы подчеркнуть эмоциональные нюансы.
Смена стилей анимации отражает бурное эмоциональное путешествие Наоты. Подчеркивая собственную выдумку, FLCL предполагает, что сами идентичности выполненные конструкции: мы все находимся в процессе создания своих собственных историй.
Источники и изображения